Полевой - Адриан Шхонебек Шхонебек (Schoonebeck),
Адриан, - подписывался также Шонбек, Шанубек и
Схонебек, гравер и типограф, родился в Ротердаме
въ 1661 г. Учился гравированию у Ромейна де-Хогхе (de
Hooghe). В 1698 г. он познакомился с Петром Великим,
вероятно, у собирателя древностей де-Вильде, к
которому Петр хаживал смотреть музей, и дочь
котораго Мария де Вильде училась гравированию у
Шхонебека. Пробовал учиться этому искусству у Ш.
и сам Петр. В Амстердамском музеуме, между прочим,
хранится его гравюра, изображающая торжество
христианской религии над мусульманской в виде
ангела с крестом и пальмою в руках, попирающаго
полулуние и турецкие бунчуки. Сделанная на
голландском языке надпись указывает, что «Петр
Алексеевич, великий царь Русский, награвировал
это иглою и крепкой водкой, под смотрением
Адриана Шхонебека, в Амстердаме, в 1698 г. в спальне
своей квартиры, на верфи Ост-индской компании». В
декабри 1697 г. Ш. подал челобитную бывшему в то
время посланником при Нидерландских Штатах Ф. А.
Головину, в которой, описывая свои разнообразные
познания в философии, разных науках и языках:
латинском, французском, цесарском,
нидерландском, итальянском и гишпанском, он
объяснял: "аз от юности своея обучение имел
знаменительному художеству и резанию на меди
научитися, и в том до того пришел, что мне все, что
аз вижу или в мысль беру без образца
назнаменовать и на меди резать возможно, аз
искусен больши, нежели другой, кто резател на
меди когда был». Описав такими красками свою
«доброту», Ш. соглашался ехать в Москву
«грыдоровать для царя гистории, персоны,
ланшанпы, городы" и проч. и вообще все, что
потребуется. За все это он просил, чтобы ему дали
1,000 ефимков в год жалованья, квартиру и полное
содержание; кроме того, он выговорил право в
свободное время брать частную работу и просил
дать ему «честная титла, которая ни во что не
станет, сирйчь библиотекариус и надворный резчик
его царскаго Величества». 13 мая 1698 г. Ш. был принят
на царскую службу, а 10 октября явился в Оружейную
палату с указом боярина Головина, в котором
говорилось о даче ему в год 600 ефимков, 20
четвертей хлеба и постоялаго двора и вместе с тем
повелевалось отдать ему на обучение трех-четырех
учеников. Первыми его учениками были: Алексей
Зубов, Петр Букин и Василий Томилов. Два
последние ученика не произвели ничего
замечательного. С января 1699 г. Ш. было поручено
гравировать на меди клейма для гербовой бумаги и
в том же году им награвированы: взятие Азова и
портрет Петра I. В 1700 г. ему велено было
«грыдоровать» на медных досках корабельный
чертеж с трех сторон. Этот чертеж был окончен им в
1701 г. Затемъ Ш. в том же году были выгравированы
взятие шведскаго корабля и карта реки Двины, в 1702
г. - свадьба Шанскаго, два листа, в 1704 г. - карта
Азовскаго моря и в 1705 г. - карта восточной части
Балтийскаго моря. На первых гравюрах своих и
аллегорическом портрете Петра Ш. подписался
«книгохранитель и первый в меди изограф», на
последних произведениях титула этого уже не
встречается, а потому нельзя сказать
определенно, пользовался ли Ш. этим званем по
царскому указу во всё время своего нахождения на
царской службе. Царскими работами Ш. занимался не
слишком прилежно; по крайней мере еще в мaе 1702 г.
дьяки Домнин и Курбатов, заведывавшие Оружейной
палатой, писали Головину, посылая серебряную
флягу: «а медление государю в деле той фляги
чинилось прежде серебряных дел за мастерами,
потом за грыдорованием персон, и впредь,
государь, иноземцами нужных дел после иметь не
возможно, делают зело лениво по своей воле, якобы
не имея страха». Ш., как известно, распространял у
нас и другие произведения западной гравюры: в
Александро-Невской библиотеке, например, есть
цельный экземпляр страстей Христовых с
заголовком: «Passio Christi ab Alberto Durer Nurenbergensi effigiata»;
внизу подписано пером: «Moscuae apud Had. Schoonebeck В. С.».
Это обстоятельство свидетельствует о том, что у
Ш. были такие экземпляры для продажи. До приезда в
Россию Ш. довольно много работал в Амстердаме,
так, известны его гравюры: портрет папы
Александра VIII, Jean Claude, Леопольд I, офицер, читающий
газеты, Игнатий Лойола, портрет Жильбера Вюрне,
прибыте уполномоченных на Ризвикский конгресс
1697 г., войны Александра Македонского - копии с
известных гравюр Жерара Одкана, затем гравюры к
некоторым изданиям, между прочим, пять листов к
описанию музеума амстердамского антиквария
Якова де-Вильде. В числе этих картинок особенно
замечателен лист, изображающий залу, в которой
помещался музей: посреди, за столом сидят
де-Вильде и Петр Великий и рассматривают разные
редкости. Известны и некоторые другие работы Ш.,
выполненные им за границей. К работам же,
выполненным Ш. в России, кроме помянутых выше,
принадлежат: портрет Бориса Петровича
Шереметева, исполненный черной манерой по заказу
Петра Великого, взятие Нотебурга, изображение св.
Иеронима и несколько карт. Ш. было предпринято
также издание «История о орденах или чинах
воинских паче же кавалерских обдержащая
уставления поведения и практику, принципалных
действ и великомагистерских, со оружием и их
фигурами». Но оно было напечатано в 1710 г., уже
после его смерти. Ш. усвоил вполне характер так
называемаго завитого рисунка своего учителя
Ромейля де-Хогхе, известного по своей манерности
и довёл это искусство до приторности. Чтобы
видеть достоинства и недостатки Ш., довольно
рассмотреть копии, сделанные им с знаменитых
войн Александра Македонского, гравированных
Жераром Одраном с картин Лебрена. Ш., копируя
оригиналы, заботился единственно о воздушной
перспективе и соблюдении эффектов в освещении;
но совершенно забыл о рисунке, которым
отличаются оригиналы Одрана. На одном из шести
листов даже попадаются руки с шестью пальцами.
Эстампы Ш., гравированные им в Голландии черной
манерой, довольно редки и ценны, как редки и ценны
большие листы, выполненные им в России, но
гравированные им резцом и крепкой водкой вовсе
не ценятся. Ш. вместе с своим племянником
гравером Петром Пикаром, выписанным им из
Голландии, образовали так называемую
Шхонебековскую школу. Однако ни один из мастеров
Шхонебековской школы не проявил
самостоятельности: все копировали один с
другого. «Рисунок граверов этой школы так дурен»,
пишет Стасов, «что, кажется, можно предполагать,
что они никогда не учились рисованию». Лит.: Ровинский. «Подробный словарь русских граверов», стр. 69-83, 276-277, 784-794. - Штелин Яков. «Записки и заметки о художествах в России в XVIII веке». - Бумаги акад. Гамеля, т. XVIII. - Викторов. «Росписи Оружейной Палаты». - «Русский Архив", 1870 г., стр. 1390. - Стасов «Разбор», стр. 39. - Muller «Essai d'une bibliographie Neerlande-Russe» Amst. 1869 r.
|
Документ обновлен: