Полевой - Адриан Шхонебек


    Шхонебек (Schoonebeck), Адриан, - подписывался также Шонбек, Шанубек и Схонебек, гравер и типограф, родился в Ротердаме въ 1661 г. Учился гравированию у Ромейна де-Хогхе (de Hooghe). В 1698 г. он познакомился с Петром Великим, вероятно, у собирателя древностей де-Вильде, к которому Петр хаживал смотреть музей, и дочь котораго Мария де Вильде училась гравированию у Шхонебека. Пробовал учиться этому искусству у Ш. и сам Петр. В Амстердамском музеуме, между прочим, хранится его гравюра, изображающая торжество христианской религии над мусульманской в виде ангела с крестом и пальмою в руках, попирающаго полулуние и турецкие бунчуки. Сделанная на голландском языке надпись указывает, что «Петр Алексеевич, великий царь Русский, награвировал это иглою и крепкой водкой, под смотрением Адриана Шхонебека, в Амстердаме, в 1698 г. в спальне своей квартиры, на верфи Ост-индской компании». В декабри 1697 г. Ш. подал челобитную бывшему в то время посланником при Нидерландских Штатах Ф. А. Головину, в которой, описывая свои разнообразные познания в философии, разных науках и языках: латинском, французском, цесарском, нидерландском, итальянском и гишпанском, он объяснял: "аз от юности своея обучение имел знаменительному художеству и резанию на меди научитися, и в том до того пришел, что мне все, что аз вижу или в мысль беру без образца назнаменовать и на меди резать возможно, аз искусен больши, нежели другой, кто резател на меди когда был». Описав такими красками свою «доброту», Ш. соглашался ехать в Москву «грыдоровать для царя гистории, персоны, ланшанпы, городы" и проч. и вообще все, что потребуется. За все это он просил, чтобы ему дали 1,000 ефимков в год жалованья, квартиру и полное содержание; кроме того, он выговорил право в свободное время брать частную работу и просил дать ему «честная титла, которая ни во что не станет, сирйчь библиотекариус и надворный резчик его царскаго Величества». 13 мая 1698 г. Ш. был принят на царскую службу, а 10 октября явился в Оружейную палату с указом боярина Головина, в котором говорилось о даче ему в год 600 ефимков, 20 четвертей хлеба и постоялаго двора и вместе с тем повелевалось отдать ему на обучение трех-четырех учеников. Первыми его учениками были: Алексей Зубов, Петр Букин и Василий Томилов. Два последние ученика не произвели ничего замечательного. С января 1699 г. Ш. было поручено гравировать на меди клейма для гербовой бумаги и в том же году им награвированы: взятие Азова и портрет Петра I. В 1700 г. ему велено было «грыдоровать» на медных досках корабельный чертеж с трех сторон. Этот чертеж был окончен им в 1701 г. Затемъ Ш. в том же году были выгравированы взятие шведскаго корабля и карта реки Двины, в 1702 г. - свадьба Шанскаго, два листа, в 1704 г. - карта Азовскаго моря и в 1705 г. - карта восточной части Балтийскаго моря. На первых гравюрах своих и аллегорическом портрете Петра Ш. подписался «книгохранитель и первый в меди изограф», на последних произведениях титула этого уже не встречается, а потому нельзя сказать определенно, пользовался ли Ш. этим званем по царскому указу во всё время своего нахождения на царской службе. Царскими работами Ш. занимался не слишком прилежно; по крайней мере еще в мaе 1702 г. дьяки Домнин и Курбатов, заведывавшие Оружейной палатой, писали Головину, посылая серебряную флягу: «а медление государю в деле той фляги чинилось прежде серебряных дел за мастерами, потом за грыдорованием персон, и впредь, государь, иноземцами нужных дел после иметь не возможно, делают зело лениво по своей воле, якобы не имея страха». Ш., как известно, распространял у нас и другие произведения западной гравюры: в Александро-Невской библиотеке, например, есть цельный экземпляр страстей Христовых с заголовком: «Passio Christi ab Alberto Durer Nurenbergensi effigiata»; внизу подписано пером: «Moscuae apud Had. Schoonebeck В. С.». Это обстоятельство свидетельствует о том, что у Ш. были такие экземпляры для продажи. До приезда в Россию Ш. довольно много работал в Амстердаме, так, известны его гравюры: портрет папы Александра VIII, Jean Claude, Леопольд I, офицер, читающий газеты, Игнатий Лойола, портрет Жильбера Вюрне, прибыте уполномоченных на Ризвикский конгресс 1697 г., войны Александра Македонского - копии с известных гравюр Жерара Одкана, затем гравюры к некоторым изданиям, между прочим, пять листов к описанию музеума амстердамского антиквария Якова де-Вильде. В числе этих картинок особенно замечателен лист, изображающий залу, в которой помещался музей: посреди, за столом сидят де-Вильде и Петр Великий и рассматривают разные редкости. Известны и некоторые другие работы Ш., выполненные им за границей. К работам же, выполненным Ш. в России, кроме помянутых выше, принадлежат: портрет Бориса Петровича Шереметева, исполненный черной манерой по заказу Петра Великого, взятие Нотебурга, изображение св. Иеронима и несколько карт. Ш. было предпринято также издание «История о орденах или чинах воинских паче же кавалерских обдержащая уставления поведения и практику, принципалных действ и великомагистерских, со оружием и их фигурами». Но оно было напечатано в 1710 г., уже после его смерти. Ш. усвоил вполне характер так называемаго завитого рисунка своего учителя Ромейля де-Хогхе, известного по своей манерности и довёл это искусство до приторности. Чтобы видеть достоинства и недостатки Ш., довольно рассмотреть копии, сделанные им с знаменитых войн Александра Македонского, гравированных Жераром Одраном с картин Лебрена. Ш., копируя оригиналы, заботился единственно о воздушной перспективе и соблюдении эффектов в освещении; но совершенно забыл о рисунке, которым отличаются оригиналы Одрана. На одном из шести листов даже попадаются руки с шестью пальцами. Эстампы Ш., гравированные им в Голландии черной манерой, довольно редки и ценны, как редки и ценны большие листы, выполненные им в России, но гравированные им резцом и крепкой водкой вовсе не ценятся. Ш. вместе с своим племянником гравером Петром Пикаром, выписанным им из Голландии, образовали так называемую Шхонебековскую школу. Однако ни один из мастеров Шхонебековской школы не проявил самостоятельности: все копировали один с другого. «Рисунок граверов этой школы так дурен», пишет Стасов, «что, кажется, можно предполагать, что они никогда не учились рисованию».

Лит.: Ровинский. «Подробный словарь русских граверов», стр. 69-83, 276-277, 784-794. - Штелин Яков. «Записки и заметки о художествах в России в XVIII веке». - Бумаги акад. Гамеля, т. XVIII. - Викторов. «Росписи Оружейной Палаты». - «Русский Архив", 1870 г., стр. 1390. - Стасов «Разбор», стр. 39. - Muller «Essai d'une bibliographie Neerlande-Russe» Amst. 1869 r.

Статья опубликована в: Русский биографический словарь, [том: Шебанов - Шютцъ], СПб., 1911 с. 556-557.


Документ обновлен: